Не краси­вости только ищет душа, но прекрасного мира, куда ма­нит ее своим воздействием дух

 

Изящные произведения искусства услаждают не од­ною красотой внешней формы, но особенно — красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцательною, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости дру­гой области, из области духа. Дух, Бога ведущий, естествен­но постигает красоту Божию и ею единою ищет насла­диться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, предначертания ее сокровенно нося в себе, опреде­ленно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых часть отразит ее, как она представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гости, сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и оду­хотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу только те, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно душевный телесный быт или те же полезные веши, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не краси­вости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда ма­нит ее своим воздействием дух.

Поучения Оптинских Старцев | http://www.optina.ru/lection/

Категория: 
Яндекс.Метрика