Прощеное Воскресение

 

...Воскресения день, и просветимся торжеством,
и друг друга обымем.
Рцем: братие,
и ненавидящим нас
простим вся Воскресением...
стихиры Пасхи

 

Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский

 

Во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Последнее Воскресение Масленицы перед началом Великого Поста устав называет Адамовым изгнанием или Прощеным Воскресением. В этот день за литургией мы слышим дивный отрывок из Святого Евангелия от Матфея, в котором Господь говорит: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших«.(Мф. 6:14-15) В этот день наши благочестивые предки просили друг у друга прощения за причиненные обиды, готовясь к началу Великого Поста. Ибо если мы на кого-то имеем зло, то тем самым всю свою духовную жизнь, все свои деяния перечеркиваем.

Почему Отец Небесный не прощает тому человеку, который не прощает сам? Мы часто досаждаем друг другу. Обида, ссора, недоброжелательство отталкивают нас от единения. Бог есть любовь и потому Господь возжелал, чтобы человек жил в постоянной любви. При этом дьявол стремится наоборот разделить нас, чтобы властвовать над нами. Один из переводов слова «дьявол» — разделяющий. Он стремиться разделить между собой и народ, и семьи, родителей и детей. Поэтому тот, кто постоянно пребывает во злобе, ненависти и ссоре с братом своим, тот исполняет волю дьявола, тем самым отдаляет себя от Бога. А всякое отделение от Бога есть грех. Поэтому, Господь и сказал нам, что Отец Небесный не простит. Ибо когда человек имеет обиду на кого-либо, тем самым он имеет обиду на Бога.

А что такое прощение? Вот два человека поругались, а потом примирились, простили друг друга — то есть между ними стены разделения нет, они пребывают в любви, зло, что было между ними, ушло. То же самое и прощение от Бога. Бог прощает — это значит, Бог соединяется с человеком. Поэтому, когда нас кто-то обидит, оскорбит, нанесет нам какое-то зло, то если мы хотим быть сынами Божьими, нам надо сделать над собой усилие и простить этого человека.

Иной возразит: так он же виноват. Да, он тебя обидел. Грех, который он совершил, остается на нем, но ты должен простить.

«Неоплатны долги наши, — говорит Филарет, — но какой легкий договор нам о них предлагается! Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Для сего-то священного договора мы приводим пред Него наших должников; указуем Его милосердию на наше милосердие: и если бы таким образом все до единого старались изгладить пред очами Божиими зло, соделанное человеками, то взаимные прощения всех и каждого составили бы единое всеобщее оправдание, к неизреченной славе Помилователя, к несказанному блаженству помилованных». Скажут: разве неудобно бесконечному милосердию Божию и без этого условия простить все грехи людские? «То истинно, — отвечает Филарет, — что милосердие Божие бесконечно: потому-то и хочет оно, чтобы не ты один, но и все получили прощение, и, подавая его тебе, как бы просит его у тебя твоим братиям. О человек, который живешь и дышишь единою милостью Господа! Если ты отвергаешь твое ходатайство за ближних своих, то как может Он принять за тебя ходатайство Сына Своего? Суд без милости несотворившему милости».

Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо труднее, чем самому испросить прощения. Легко ли обидеть другого человека? Легко. Легко ли обидеться самому? Легко. Легко ли простить? Трудно. Неудобно. Не хочется. Но прощать все-таки надо. Да, это серьезный шаг — попросить прощения. Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг — это покаяние.

А ведь почти каждого из нас в детстве учили просить прощения, но не прощать. И далеко не всем повезло с родителями, которые сами умели говорить ребенку «прости», признавая свою неправоту или излишнюю горячность второпях.

Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». (Рим. 12:18) Постараемся, чтобы от нас не шло разделение. Наши сердца должны быть всегда готовы к примирению, открыты к любви. Нужно воспитать в себе новое свойство, и по этому свойству Господь тебя узнает.

...Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других. Люби ближнего как себя, прощай ему много. Коль краты аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмъ крат? не глаголю тебе, до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею (Мф. 18, 21, 22), говорит Господь. В этом и познается любовь. Даже мало еще этого для любви: любовь любит врагов своих, добро творит ненавидящим, благословляет проклинающих ее и молится за творящих ей обиду (Лк 6, 27, 28)...
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Яндекс.Метрика