Первые дни Страстной седмицы

 

По окончании Великого поста наступает Страстная седмица, которая завершается великим праздником Светлого Воскресения Христова, или Пасхи. На протяжении недели Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие на кресте и погребение.

С первых веков христианства великие дни Страстной седмицы особо чтились верующими. По свидетельству святителя
Иоанна Златоуста, в Страстную седмицу первые христиане усиливали пост и молитву, желая неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни. Подражая Христу, претерпевшему мучительные страдания из любви к падшему человечеству, они старались проявлять особое внимание к своим ближним, не осуждая их за грехи и обиды. В дни, когда Спаситель пролил Свою пречистую кровь ради спасения всего человечества, прекращались суды и споры, отменялись наказания.
Богослужения Страстной седмицы исполнены особым молитвенным духом. Во всех песнопениях первых трёх дней этой седмицы развивается и раскрывается смысл евангельских слов Спасителя, обращённых то к ученикам, то к книжникам и фарисеям.
Чтобы сосредоточить внимание и мысли верующих на истории воплощения Спасителя и Его служения роду человеческому, в первые три дня Страстной седмицы в Церкви на богослужениях прочитываются все четыре Евангелия.

В каждый из дней вспоминаются определённые евангельские события.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение Господом бесплодной смоковницы. Идя в этот день в Иерусалим, Христос увидел по дороге пышно растущее дерево, многочисленная листва которого обещала обилие плодов. Но, подойдя к дереву и не увидев ничего, кроме листьев, Господь сказал: «да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».

Бесплодная смоковница — это образ человека, который внешне выглядит благочестивым, совершает все положенные обряды, соблюдает посты и несёт молитвенные подвиги, но внутренне, духовно, оказывается мёртв. Он лицемерен и фальшив, и его благочестие — лишь следование внешней букве закона, одна лишь листва внешних дел без духовных плодов.

Таковыми были книжники и фарисеи, тогдашние религиозные наставники еврейского народа. Смыслом их жизни было тщательное соблюдение всех предписаний иудейского закона. Будучи образованны и начитанны, обладая тонким умом, они, однако, не смогли уразуметь простых евангельских истин, открытых Спасителем, и не увидели в Нём истинного Мессию.
Подобна бесплодной смоковнице и душа человека, не приносящего духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Ночь на вторник Иисус Христос провёл в Вифании. Во вторник утром Господь пришёл в Иерусалимский храм, где стал поучать и наставлять народ. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христа и понимая, что Он говорит о них, старались схватить Его и предать смерти. Открыто напасть на Спасителя они не могли, так как боялись народа, который почитал Христа за пророка.

На богослужении Великого Вторника вспоминаются притчи Христа о десяти девах и о талантах, Его пророчество о Страшном Суде. В этот день Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к употреблению на дела милосердия дарованных от Бога способностей и сил, ибо, по слову Спасителя, если «вы сделали [доброе] одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

В Великую Среду Церковью вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного. «Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете; возливши миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению»: оставалось меньше двух дней до смерти Спасителя и Его положения во гроб. В этот же день один из ближайших учеников Спасителя Иуда решился предать своего Божественного Учителя иудейским старейшинам за тридцать сребреников…

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих все события последних дней Спасителя, мы мысленно переживаем всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Пройдя со Христом этот тернистый путь, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории — Славного Христова Воскресения.

Как после ночи настанет свет, так и после скорбей настанет радость.
Архимандрит Павел (Груздев)

Яндекс.Метрика